maiorova: (кот)
maiorova ([personal profile] maiorova) wrote2016-01-25 05:39 pm
Entry tags:

О негативном стимулировании

У моего кума была кошка, которая, извините, огурцы ела. Недели две полосовал кнутищем, покудова выучил.

Эту цитату из зарисовки Чехова "На Трубной площади" я вспоминала, когда мои посты об отборе на художественную гимнастику один за другим медленно и печально выползали в топ. То и дело появлялись комментарии, мол, как же ж без насилия, не будет насилия, вообще ничего не будет, останутся сплошные голые "лузеры" на голой земле, которые будут питаться травой, подобно неким новым Навуходоносорам. А затем трава кончится, и начнётся какая-нибудь другая трава наступит Апокалипсис, Армагеддон и тёмный ужас. Один юзернейм договорился до того, что не освоил бы грамоты, не сумел бы выучить и алфавита, если бы ему, горемычному, не ставили двоек. Любопытно, его и говорить учили с двойками-пятёрками или только читать-писать? Мне сей подход непонятен по биографическим причинам: в первый класс пришла грамотная, как и большинство в параллели. Нет, у нас была пара-тройка нечитающих ребят, которые знали от силы несколько букв. Их выучили "склады складывать" уже в первой четверти, когда оценок не ставили. Тем дело и исчерпалось.

А уж когда начали ставить отметки, проблемы у меня возникали только с чистописанием. Мне подчёркивали красной ручкой. Мне лепили минусы. Мне снижали общий балл. Мне канифолили мозги. Но лишь ручка со стираемыми чернилами, появившаяся классе в девятом, изменила ситуацию коренным образом. Для чего пригодилось чистописание в век компьютерных технологий - эту тему оставим за пределами обсуждения.

Соответственно, у меня возник вопрос urbi et orbi: а вам двойки в чём-нибудь помогали? То есть шире, шут с ними, с двойками, негативное стимулирование - помогало ли получить знания, умения, навыки, и если помогало, то в каких пределах? Пригодились ли вам знания, умения, навыки, таким образом обретённые, впоследствии?

[identity profile] dedra-isode.livejournal.com 2016-01-25 02:47 pm (UTC)(link)
Напомнило прелестную сказку Джанни Родари "Кукла на транзисторах". Не удержалась, вот отрывок:

"- Ну ладно, - ответила Энрика, желая сменить тему разговора. - Будем играть в школу! Я буду учительницей, а ты - ученицей. Вот твоя тетрадь. Я вижу, ты сделала в диктанте много ошибок, и я ставлю тебе двойку!
- А при чем здесь эта цифра "два"?
- При том, разумеется. Так делает в школе учительница. А кто пишет без ошибок, тому она ставит пять.
- Почему?
- Потому что так учатся!
- Ну и насмешила ты меня!
- Я?!
- А кто же! - ответила кукла. - Ну подумай сама - ты умеешь ездить на велосипеде?
- Конечно!
- А когда училась и падала с него, тебе кто-нибудь ставил двойку или кол?
Энрика в смущении замолчала. А кукла продолжала:
- Вот подумай: когда ты только еще училась ходить и вдруг ни с того ни с сего садилась на пол, твоя мама ставила тебе на попку двойку?
- Нет...
- Но ходить ты все равно научилась? И говорить научилась, и пить, и есть, и пуговицы застегивать, и шнурки завязывать, и зубы чистить, и уши мыть, и открывать и закрывать двери, и звонить по телефону, и включать проигрыватель и телевизор, и спускаться и подниматься по лестнице, и бросать и ловить мяч, и отличать своего дядю от незнакомого человека, собаку от кошки, холодильник от пепельницы, ружье от штопора, сыр пармезан от горгонцолы, правду от лжи, воду от огня. И все это без каких бы то ни было отметок, плохих или хороших. Не так ли?"

А негативное стимулирование учит в основном врать и не попадаться, чтобы его избежать. Конечно, в жизни тоже полезно в какой-то степени...

[identity profile] telluriya.livejournal.com 2016-01-25 02:49 pm (UTC)(link)
Я из всего школьного курса алгебры и геометрии запомнила только как первая учительница кричала на наш класс "дебилы!", а вторая мне лично говорила "ну ты-то только на троечку тянешь, вот и тренируй к ЕГЭ уровень А, а остальное оставь тем, кто поумнее". Так сказать, плоды отечественной системы образования налицо:)

[identity profile] lheujq321.livejournal.com 2016-01-25 07:43 pm (UTC)(link)
Освоила?

Кстати, ЕГЭ отменили с этого года...

(no subject)

[identity profile] telluriya.livejournal.com - 2016-01-26 03:33 (UTC) - Expand

[identity profile] formenel.livejournal.com 2016-01-25 03:00 pm (UTC)(link)
Ну отчего же, негативным стимулированием можно много чего от человека добиться - только обычно не того, чего хочет стимулирующий. Я вот в пятом классе начала учиться отбрыкиваться от желающих меня запрячь: с точки зрения классухи ужасным образом ей нахамила, когда она на меня орала, пытаясь запихнуть на очередную школьную викторину - не викторину, черт знает что, посвященное очередной Олимпиаде - от меня внезапно требовалось достать где-то и выучить "все про спорт" - "что все?" - "ну вообще все про спорт". Так вот я ей ужасно нахамила, ответив, что да, я действительно собираюсь остаться серой необразованной личностью, а в викторине участвовать не буду.
Edited 2016-01-25 16:21 (UTC)

[identity profile] shshifter.livejournal.com 2016-01-25 03:02 pm (UTC)(link)
Нет. Негативное стимулирование во всем - обучении, взаимодействии, отношениях - лично меня, как человека чувствительной душевной организации (не фигура речи, на негатив и стрессы я реагирую как минимум очевидной психосоматикой) выбивает из колеи и швыряет назад. Ровный эмоциональный фон, позитивное подкрепление, достаточное количество времени и возможность диалога - вот при таких тепличных, ага условиях я расцветаю.
Edited 2016-01-25 15:03 (UTC)

[identity profile] balsara.livejournal.com 2016-01-25 03:14 pm (UTC)(link)
Тут я очень с вами.
Вот такие мы нежные.

(no subject)

[identity profile] shshifter.livejournal.com - 2016-01-25 15:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] balsara.livejournal.com - 2016-01-25 15:27 (UTC) - Expand

[identity profile] kroshka-ke.livejournal.com 2016-01-25 03:03 pm (UTC)(link)
Не припоминаю, чтобы помогло. Скорее были мысли "ну раз я такая плохая и ничерта не умею, занимайтесь с теми, кто хороший".
На всю жизнь запомнила вопли учительницы танцев, которые нам зачем-то поставили в обязательную школьную программу. Оскорбить учеников - это ей было как поздороваться. Кончилось тем, что я (скромная и очень стеснительная девочка, которая в школьные годы боялась взрослым слово поперек сказать) пошла к классной руководительнице и ультимативно потребовала пойти со мной к директору и помочь получить освобождение от этих уроков. Сказала, что пусть меня не аттестовывают по этому предмету, но ходить я туда не буду ни под каким видом.
Классная сказала, что поговорит с учительницей. Не знаю что она там сказала, но мне разрешили на эти уроки больше не ходить. Был уже конец учебного года, а потом танцы внезапно из программы убрали.

[identity profile] lp-lp-lp-lp.livejournal.com 2016-01-25 05:28 pm (UTC)(link)
"школьные учительницы танцев" в 90-е похоже из одного инкубатора набирались, собаки.

(no subject)

[identity profile] kroshka-ke.livejournal.com - 2016-01-26 06:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kroshka-ke.livejournal.com - 2016-01-26 05:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] injj.livejournal.com - 2016-01-26 18:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kroshka-ke.livejournal.com - 2016-01-26 19:04 (UTC) - Expand

[identity profile] virunta-sa.livejournal.com 2016-01-25 03:05 pm (UTC)(link)
Можно ли отнести к негативному стимулированию ситуацию, когда тебя хвалят за то, что старалась, а критикуют получившийся результат?

[identity profile] leomargaritych.livejournal.com 2016-01-25 03:06 pm (UTC)(link)
Меня весной перед первым классом запихнули в музыкалку. Первые два года было весело, потом сменилось руководство, начались распри между учителями, я разочаровалась в музыке, в общем, это был ад. Были двойки, крики, головомойки. Мне канифолили мозги за "кривые руки", за помарки в нотной тетради. Недавно я спросила родителей, почему они меня заставили закончить эту школу, когда я хотела уйти 3 раза? Мама начала говорить, что ну не зря же я училась и мучилась! Я ведь "понимаю в музыке". А что толку-то? Я знаю, чем квинта отличается от кварты и что такое "аккорд". Но эти знания можно получить, почитав пару статей на вики. В итоге: я НЕНАВИЖУ аккордеон, баян, домру и балалайку и никогда не буду играть на чём-либо другом. Музыкалка своей методикой обучения выбила у меня любовь к этим четырём инструментам и желание осваивать другие. А моему однокласснику учительница (не моя, другая) сломала палец, хлопнув крышкой фортепиано. Ей не понравились его "кривые руки".

В то же время, я год или два ходила на оригами-кружок. Вела его чудесная женщина с длинными волосами. Она со всеми была ласкова, всех хвалила, рассказывала разные истории, всё хорошо объясняла. И мне подарила небольшую брошюру. Своё увлечение я не забросила, ту брошюру залистала до дыр, купила новых книжек, и до сих пор иногда что-то мастерю. Так что те товарищи либо свищут, либо рационализируют. В общем, классический пример "меня батька тоже порол, и ничё, я нормальным человеком вырос. Это сейчас неженок развелось, вот от того у нас ракеты падают, и олимпиады не выигрываются".

А у соседей была кошка, которая ела огурцы с грядки. И кошка была такой гурманкой, что ела только молодые огурцы, которые не больше пальца. Соседи грешили на шаловливых внуков, пока преступница не была поймана за поеданием огурцов=)

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2016-01-25 07:36 pm (UTC)(link)
Как все знакомо, я про музыкальную школу. )))

(no subject)

[identity profile] alicebrown.livejournal.com - 2016-01-26 09:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] alicebrown.livejournal.com - 2016-01-26 09:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] alicebrown.livejournal.com - 2016-01-26 10:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lheujq321.livejournal.com - 2016-01-25 19:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] a-k-sl.livejournal.com - 2016-01-26 05:29 (UTC) - Expand

[identity profile] merry-raisin.livejournal.com 2016-01-25 03:06 pm (UTC)(link)
К сожалению. Лучшие отчёты были сделаны на проектах, где клиент закатил скандал - это такая "офисная" двойка.
И в целом, когда есть страх, что клиент устроит истерику - результат выдаётся лучше, и вкладывается больше, чем для клиентов условно мирных. Если это считать за негативное стимулирование - то вот оно, да.

У меня обычно страх и тревога - это очень сильный мотиватор к действию.
Хотя я бы предпочла иметь как-то по-другому устроенную психику.

[identity profile] thunderella.livejournal.com 2016-01-25 03:21 pm (UTC)(link)
У меня была пара "истерик", как Вы говорите, от одного и того же клиента. Я поняла, что буду стараться не брать заказы от него. Для других, не истерящих, тоже стараюсь делать хорошо.

(no subject)

[identity profile] a-k-sl.livejournal.com - 2016-01-26 05:46 (UTC) - Expand

[identity profile] sch-haifisch.livejournal.com 2016-01-25 03:07 pm (UTC)(link)
По идее, оно должно работать только в случае, если получающий негативное стимулирование считает стимулирующего носителем объективной истины в этой сфере и стремится доказать последнему, что на самом-то деле он крут, велик, могуч и может освоить данную сферу и добиться изменения оценки всему наперекор. Если же стимулирующий воспринимается как враг, идиот, назойливая муха, не заслуживающее внимания явление (вместе со всей сферой, в которой он действует) - ничего хорошего не выйдет.

[identity profile] water-mystery.livejournal.com 2016-01-25 07:30 pm (UTC)(link)
Золотые слова)

[identity profile] evil-in-abbey.livejournal.com 2016-01-25 03:22 pm (UTC)(link)
Может помочь, если это не двойка, а четвёрка в диктанте, например, за одну орфографическую ошибку%)
Но в целом - знания, умения, навыки - вряд ли поможет.

Насчет юзернейма - вот кто знает, может, лично он бы и не выучил без двоек и ремня, ему виднее...

[identity profile] beldmit.livejournal.com 2016-01-25 03:23 pm (UTC)(link)
Несколько раз помогало, когда берега терял.

[identity profile] http://users.livejournal.com/lemur_/ 2016-01-25 03:24 pm (UTC)(link)
В седую древность вдаваться не хочется, но вот о современности.
Дама ведет математику так, что класс 5 раз в неделю, иногда 2 раза в день ходит на психологическую экзекуцию как у Милгрэма бояться, а иногда и падать в обморок. Заданы субъективные критерии, причем это даже не конформная я так считаю, а коллеги и специалисты. Плюс пришивание ярлыков и выставление оценок на автомате, не вникая, что называется.
Три месяца мы ходили облеченные в тройки в траур, сейчас принято соломоново решение: мы учимся для себя, а не для оценок и мнения дамы, которая в след. году идет на заслуженный отдых.
Парень решает задачи на дом заданные сам, 3 раза в неделю репетиторы, все прочее воспринимаем философски и где-то даже буддийски. Муж, университетский, говорит, что сын понимает что делает. Скорее всего не гений, тормознутый, но понимает, уж как может.
Ну в классе там страх как у стоматолога, который последнее отключает. Вот два мнения: могет и не могет.

[identity profile] mishnouri.livejournal.com 2016-01-25 03:29 pm (UTC)(link)
Нет, никогда. Наоборот, пробуждалось глухое такое упрямство и ненависть: НЕ БУДУ.

[identity profile] imke.livejournal.com 2016-01-25 03:31 pm (UTC)(link)
Вряд ли :)
У меня на этом месте просыпаются обычно никакого отношения к предмету не имеющие вопросы "какого черта со мной так обращаются?" и "нельзя ли поспокойнее?", и я в итоге не делаю ничего, пока ситуация не разрешается каким-то образом.
Другой вопрос, что я не считаю проблемой двойку как таковую – вот ее я как раз считаю просто лишним поводом доработать недоработанное, формальным маркером. А вот когда в дело идет разного рода канифоль, истерики, обличения и далее, тут увы.

[identity profile] genuine-elka.livejournal.com 2016-01-25 03:33 pm (UTC)(link)
Неа. Отрицательное подкрепление работает только на стадии "вот сейчас немедленно надо подправить". Все остальное работает в минус, вплоть до полного отвращения к деятельности.

[identity profile] kshanar.livejournal.com 2016-01-25 03:36 pm (UTC)(link)
У нас на 2 курсе была прямо-таки легендарная преподавательница органики. Всегда брала именно группу с нашим номером, потому что через год должна была вести у нас спецкурс. Весь второй курс она занималась тем, что планомерно сокращала численность студентов. Она, едва зайдя в группу в начале сентября, посмотрела и сказала: "Как вас много... надо сокращать". Набирали на 1ый курс 29 человек, на 2ой пришли 25, осталось 19. Совсем из универа народ не уходил, переводились в другие группы, даже кто-то сдавал ей экзамен с условием "Ставлю тебе низший проходной балл, и ты переводишься на другой факультет, или иди пересдавай дальше". Вот там было оно самое, каждое занятие - пятиминутка о том, что мы все дебилы, набрали чёрт знает кого, мы недостойны, нам тут не место. Снижала баллы за каждую помарку. Вызывала всех строго по списку, на остальных семинарах можно было отвечать за доп. баллы, можно было не отвечать, у неё нельзя было не ответить. Разговаривала так, что доводила некоторых до трясучки.
Не, предмет мы знали очень хорошо. Те, кто на "очень хорошо" или "отлично" не вытягивал, просто ушли. Так что именно научить это не помогало, только отсортировать.

[identity profile] skeily-ramires.livejournal.com 2016-01-25 08:14 pm (UTC)(link)
Так их хорошие оценки не её заслуга получается, а результат труда самих студентов (которые и так были бы сильными) вопреки безобразному поведению препода.

(no subject)

[identity profile] kshanar.livejournal.com - 2016-01-25 21:55 (UTC) - Expand

[identity profile] volchik-lamyra.livejournal.com 2016-01-25 03:40 pm (UTC)(link)
Моя подруга [livejournal.com profile] morreth сознательно отказалась от такого метода, и ничего, её дочка призер по скалолазанию на международном уровне. Так что можно и без насилия.

[identity profile] tiktaalik-m.livejournal.com 2016-01-25 03:43 pm (UTC)(link)
На каратэ в 11 лет я получало от тренера по полной программе и словами, и кулаками (до серьезных травм не доводил, зная свою силу). Но там было и позитивного стимулирования много, да, к тому же, я было очень мотивировано: в школе били-с. И да, помогло, научилось давать отпор. От травли это не спасло, стали нападать просто не поодиночке, но все-таки позволило не потерять чувство собственного достоинства окончательно.
А вот в интеллектуальных областях деятельности, да без четкой мотивации, да с преподаванием, кислым и в остальном... Там, конечно, шпыняние только мешало всегда.

[identity profile] sleepy16.livejournal.com 2016-01-25 03:55 pm (UTC)(link)
двойки-тройки не помогли, разве что принять что учитель бывает совершенный идиот или подлец, и ничего с этим не поделаешь.

негативное стимулирование лишь убило на некоторое время веру в себя. не решилась поступать на математику.

[identity profile] beth4ever.livejournal.com 2016-01-25 04:03 pm (UTC)(link)
Мне помогли несколько конкретных внезапных двоек, которые показали, что вообще не все в жизни обязательно просто и "на отъебись" не прокатит.
Но в целом, положительное подкрепление нормально работало.

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2016-01-25 04:04 pm (UTC)(link)
Только мешало. После нескольких двоек за один день (я пришла в класс после долгой болезни и просто не знала, что было задано), я, бывшая почти-отличница, совсем перестала учиться. Как отрезало. Оказалось, ничего страшного, тройки по большинству предметов и так будут, а двойки можно исправить на экзаменах (того, что я успевала выучить за несколько дней перед экзаменом, мне для этого хватало, причем обычно даже на пятерку). Так и училась до выпускного - с четвертными, а кажется, даже и годовыми "парами" по самым разным предметам. Всерьез заниматься стала только в университете. Там действовало положительное подкрепление: стипендию платили только тем, кто учился без троек :)) Да и просто интересно стало.

[identity profile] nasse.livejournal.com 2016-01-25 04:07 pm (UTC)(link)
Мне - мешало. Все знания, полученные с применением негативного стимулирования, оказались некачественными.

[identity profile] krasa74.livejournal.com 2016-01-25 04:07 pm (UTC)(link)
Мне очень помогло только самообразование и природная любознательность-мне все, что касается сферы гуманитарных наук, было интересно...Школа усугубила отвращение к точным наукам, подпортила психику... В вузе вздохнула свободно!Не помогло ниразу...
Edited 2016-01-25 16:10 (UTC)

[identity profile] gera-serebro.livejournal.com 2016-01-25 04:13 pm (UTC)(link)
Оценки в школе - нет.
А негативная конструктивная критика очень даже мне помогает. Лучше, чем поглаживание по головушке.

[identity profile] oldhippo.livejournal.com 2016-01-26 06:46 pm (UTC)(link)
Мне кажется, конструктивная критика не м.б. негативной, п.ч. в нее как бы зашит посыл: ты можешь лучше, и я тебе объясню, в чем и как. Работа над ошибками, вот это вот. Отрицательное подкрепление же это когда на девочку орут, что она ленивая жирная/криворукая/кривоногая/безмозглая дура, что она ничего не может и из нее ничто никогда не выйдет, в лучшем случае простоит всю жизнь у воды в каком-нибудь Мухосранске, посмотрите, посмотрте на нее. Высмеивание и обесценивание туда же.

(no subject)

[identity profile] erundelle.livejournal.com - 2016-01-26 21:47 (UTC) - Expand

[identity profile] little-proud.livejournal.com 2016-01-25 04:21 pm (UTC)(link)
В начальной школе было два примера:
1. Нас практически всем классом записали на кружок танцев, где руководитель и баянист (собутыльники, как сейчас понимаю) постоянно старательно высмеивали тех, у кого не получалось. В этих отстающих была и я. На танцы больше никогда не ходила после 2 мес. в этом милом коллективе. Остались там с десяток девочек с прошивкой из "женщина должна уметь танцевать". К концу учебного года максимум группу расформировали.
2. В нашем классе было много детей из неблагополучных семей. Пару-тройку пап мой родитель отправил в колонию (ничего личного, работа), трое полусирот (один папа пьяный повесился), трое-четверо матерей-одиночек с символическими доходами, парочка пап-алкоголиков, один папа-криминальный авторитет. Половина мальчиков в началке начало курить, один одноклассник попрошайничал (скорее из спортивного интереса). Учительница у нас была скорее пенсионного возраста. Она всегда говорила о детях хорошо,не оскорбляла и не травила. И научила элементарному чтению-письму-счету даже детей с явно сниженным интеллектом.

Page 1 of 3