maiorova: (кот)
maiorova ([personal profile] maiorova) wrote2016-01-25 05:39 pm
Entry tags:

О негативном стимулировании

У моего кума была кошка, которая, извините, огурцы ела. Недели две полосовал кнутищем, покудова выучил.

Эту цитату из зарисовки Чехова "На Трубной площади" я вспоминала, когда мои посты об отборе на художественную гимнастику один за другим медленно и печально выползали в топ. То и дело появлялись комментарии, мол, как же ж без насилия, не будет насилия, вообще ничего не будет, останутся сплошные голые "лузеры" на голой земле, которые будут питаться травой, подобно неким новым Навуходоносорам. А затем трава кончится, и начнётся какая-нибудь другая трава наступит Апокалипсис, Армагеддон и тёмный ужас. Один юзернейм договорился до того, что не освоил бы грамоты, не сумел бы выучить и алфавита, если бы ему, горемычному, не ставили двоек. Любопытно, его и говорить учили с двойками-пятёрками или только читать-писать? Мне сей подход непонятен по биографическим причинам: в первый класс пришла грамотная, как и большинство в параллели. Нет, у нас была пара-тройка нечитающих ребят, которые знали от силы несколько букв. Их выучили "склады складывать" уже в первой четверти, когда оценок не ставили. Тем дело и исчерпалось.

А уж когда начали ставить отметки, проблемы у меня возникали только с чистописанием. Мне подчёркивали красной ручкой. Мне лепили минусы. Мне снижали общий балл. Мне канифолили мозги. Но лишь ручка со стираемыми чернилами, появившаяся классе в девятом, изменила ситуацию коренным образом. Для чего пригодилось чистописание в век компьютерных технологий - эту тему оставим за пределами обсуждения.

Соответственно, у меня возник вопрос urbi et orbi: а вам двойки в чём-нибудь помогали? То есть шире, шут с ними, с двойками, негативное стимулирование - помогало ли получить знания, умения, навыки, и если помогало, то в каких пределах? Пригодились ли вам знания, умения, навыки, таким образом обретённые, впоследствии?

[identity profile] petra-alaup.livejournal.com 2016-01-25 04:27 pm (UTC)(link)
Меня негативное стимулирование чуть не угробило. Зато теперь сама себе добываю позитивное стимулирование, чтобы получить специальность, иметь возможность зарабатывать, и вообще как-то жить.

Раз все мои прошлые "учителя" оказались говном и не справились со своими прямыми обязанностями, придется все делать самой. В том числе хвалить себя.

Вот в тех занятиях, от которых не зависит выживание, с этим тоже проблемы. Когда хочу заняться танцами, я пытаюсь донести до инструкторок, что мне нужно положительное подкрепление, что меня надо хвалить, а замечания делать очень аккуратно. Но не доходит. Или доходит, но потом быстро вылетает из головы. В последний раз у меня из-за этого были разногласия со всей группой. Потому что я устроила скандал, когда инструкторка мне не достаточно мягко сделала замечание, а потом еще недоумевала, как это вообще допустимо - орать на клиентов (которые, как известно, всегда правы). Но другие ученицы считали, что без этого нет мотивации. Теперь вот ищу, где можно заниматься танцами не за слишком большие деньги, и чтобы был индивидуальный подход, и чтобы меня хвалили.

[identity profile] aconite26.livejournal.com 2016-01-25 04:33 pm (UTC)(link)
Может я конечно предвзята к двойкам (бггг, кажется да), но по-моему ничем они мне не помогали. То есть двойка у меня была одна, из-за принципиального конфликта с физкультурником, а тройки были пару раз, запомниться запомнились, но сами по себе кажется ничего эдакого усвоить не помогли, без них у меня получалось ничуть не хуже (а пожалуй даже лучше).
П.С. кстати у моих детей сейчас школа такая, в которой первые шесть лет оценки вообще не ставят. Только словесный фидбек. И я вижу, что старший, когда перешел в седьмой класс в прошлом году, оказался внезапно ГОТОВ К ОЦЕНКАМ. Он их реально ждет, они ему интересны, и он может воспринять оценку адекватно, как говорящую о его успехах на этом конкретном экзамене, а не о нем как личности, ученике или работнике в целом - "взвешен и найден легковесным":)
Edited 2016-01-25 16:36 (UTC)

[identity profile] letu4ij-pingvin.livejournal.com 2016-01-25 04:34 pm (UTC)(link)
Вроде как негативное стимулирование помогает, когда надо перестать что-либо делать: пальцы в розетку совать, сутулиться и т.д. А научиться не поможет. Тем более маленьким.

Мне двойки и тройки привили стойкий пофигизм к оценкам и, заодоно, понимание что мир несправедлив.

[identity profile] askryshkin.livejournal.com 2016-01-25 04:36 pm (UTC)(link)
У нас была старушка географичка, садистка и школомучительница, видно с неудавшейся судьбой. До сих пор помню "А сейчас к доске пойдет и ответит..подробно расскажет. к доске пойдет..". пауза на минуту..
до сих пор не знаю, где это течет Мисиписи.

[identity profile] frumentum.livejournal.com 2016-01-25 04:39 pm (UTC)(link)
>> негативное стимулирование

Категорически нет. Напротив, грубая критика и попреки "педагогов и наставников" приводила к обратному результату: у меня опускались руки вообще что-то делать, появлялся страх перед ошибками. Как результат – лютый перфекционизм и комплекс самозванца. До сих пор вытягиваю :( Одним словом, граждане! Критикуйте детей, стыдите их и сравнивайте с другими! Воспитайте законченных невротиков и прокрастинаторов! С любовью, ваши дорогие, весьма дорогие пиявоч психотерапевты.

[identity profile] tin-tina.livejournal.com 2016-01-25 04:39 pm (UTC)(link)
Нет, никогда. Мне и вообще кажется, что я все, чему я научилась, было изучено не в школе.

[identity profile] a-k-sl.livejournal.com 2016-01-25 04:42 pm (UTC)(link)
Нет, от негативного стимулирования у меня опускались руки и начинался мандраж.
Двойки у меня выходили периодически и в четверти и в году.
Убиться об стену хотелось, желания чего-то улучшить - не появлялось. Вера в себя пропадала моментально.
Я вообще это в терапии прорабатывала. А то замечание по работе сделают - и сил эту работу дальше делать нет.

[identity profile] cinober.livejournal.com 2016-01-25 05:00 pm (UTC)(link)
Двойки - не двойки, на меня негативное стимулирование очень даже действовало: если позитивный результат - он может быть когда-нибудь наступит, после дождичка в четверг, то результат негативный, ежели он предусмотрен условиями, будет 100%, и с этим таки надо что-то делать!
Да и вообще, отрицать эффективность палочной дисциплины, имхо, странно - эффективность эту доказывают те же рекорды в области балету, будь он неладен. Другое дело, что работают + и - мотивации по-разному: если положительная эффективна в краткосрочной перспективе, то отрицательная показывает лучшие результаты в перспективе долгосрочной. Например, если мы обучаем чему-то по 10 детей методом палочным и гуманным,то "палочные" будут демонстрировать лучшие результаты неаосредственно во время обучения, зато те, кто обучался гуманным способом с большей вероятностью будут продолжать обучение сами. Ну,мне так кажется.

Кстати,а вы,случаем, не читали, книжку "Vita Nostra" у Дяченко? Там вся книга - рассуждение на сабжевую тему. Или вы фантастику категорически не?


[identity profile] roveindusk.livejournal.com 2016-01-25 05:05 pm (UTC)(link)
Был один случай, когда стимулирующий негативный пендель сыграл некоторую роль, но я бы и без него пришла к тому же, разве что чуть позже, что непринципиально, да и по итогам с тем человеком я постепенно перестала общаться.
А еще, для меня как вечной отличницы четверки были почти равносильны двойкам в глазах учителей. И одна из них сыграла положительную роль - закрыла шансы на получение медали, и после этого мне перестали компостировать мозги на эту тему, всего лишь один раз высказав "да как я могла" =)

[identity profile] umbloo.livejournal.com 2016-01-25 05:09 pm (UTC)(link)
Помогало, но не в том, ради чего применялось. Подделывать результат, выдавать желаемое (другим) за действительное и вообще морочить голову работодателям и наставникам - вот этому я в итоге неплохо научился.

[identity profile] der-ander.livejournal.com 2016-01-25 05:09 pm (UTC)(link)
Сталкивалась с отдельными положительными эффектами негативной стимуляции. В свое время она позволила мне два раза изрядно сбросить вес, но сейчас я понимаю, что это была пиррова победа. Кое-где при учебе, но учиться с удовольствием и интересом было куда продуктивней.
Почти 10 лет работаю педагогом - до сих пор слабо понимаю, зачем нужна балльная система, особенно наша, фактически из 3 оценок. Тем, кто учиться хочет и может, она совершенно не нужна, тем, кто учиться не хочет, она не поможет никак.

[identity profile] kellylynch.livejournal.com 2016-01-25 05:18 pm (UTC)(link)
>а вам двойки в чём-нибудь помогали?

ха - чтобы ответить на этот вопрос, надо прожить вторую жизнь в альтернативной реальности (без двоек); и сравнить потмо обе жизни :-)

Только жто будет абсолютно точным ответом про "помогали"/"не помогали"...

Пока же можно посмотреть как обстоят дела в школах с "бездвоечным" подходом. Вот один русский учитель переехал в США и работает учителем там. Он написал целую книгу со своими впечателениями: http://www.peter-zarubin.ru/articles/ca.htm; очень интересно.

Итак - двойки там ставят крайне редко; и вообще буквально всё сделано чтобы "не травмировать психику ученика" отрицательной оценкой его достижений. Самое серьёзное что там могут сделать - вызвать родителя в школу и (индивидуально, а не на собрании!) мягко сказать - "Ваш NN - прекрасный парень; но его/её достижения были бы гораздо лучше если бы ....." и тд.

И каков результат? Противоречивый

С одной стороны, воспитанный на русских реалиях учитель сразу отмечает что "американские ученики невредные. У них совершенно отсутствует озлобленность, присущая российским детям. В подавляющей своей массе они добры и приветливы как с учителями, так и друг с другом. Ни в одной из моих учениц я не заметил стервозности, присущей многим российским девочкам. За редким исключением не видел я и взгляда волчонка, так характерного для некоторых российских мальчиков. В хороших классах студенты подчеркнуто вежливы с учителем. Но даже в самых плохих они видят в учителе скорее друга, чем врага"

И это просто замечательно (кто хлебнул советской окраииной школы, тот поймёт :-) )

С другой стороны - эти спокойные незлые дети, увы - РАЗДОЛБАИ в смысле учёбы

Вы две предыдущие недели усиленно трудились, пытаясь втолкнуть в головы своих учеников хоть что-нибудь. Затратили на это колоссальную энергию, такую, как никогда ранее. Выложились полностью. Причем большинство детей в классе под вашим неусыпным вниманием занималось делом. Когда вы обращались с вопросом к классу, то даже слышали вполне разумные ответы. Нечасто, но слышали. И целом класс работал. Вам удалось заставить студентов переписать из учебника в тетрадки дважды, а то и трижды самые главные определения. Они совершенно верно находили в учебнике ответы на поставленные вами вопросы. Вы проходили с ними тему действия и противодействия из раздела механики (помните такую?), и они понятливо кивали головами, когда вы приводили примеры из жизни на эту тему. И вот теперь предстоит контрольная работа, и вы ожидаете сравнительно высоких результатов. Результатов своего нелегкого, но благородного труда.
Теперь представьте свое состояние, когда при проверке контрольных выясняете, что хорошего результата нет. Что вообще нет никакого результата.
Что 10 процентов, как всегда, работу просто не делали и сдали чистые листки или вообще ничего не сдали. Ещё 30 процентов написали что-то на листках, но искать в написанном какой-либо смысл бесполезно, 30 процентов на вопрос «Действием каких сил объяснить тот факт, что мяч, брошенный об стенку, ударившись, летит обратно?» отвечают: «Потому что отскакивает». 20 процентов пишут почти правильные ответы, правда, при этом перепутав направления сил действия и противодействия, и лишь 10 процентов дают верный ответ. Вы рвете на себе волосы.


[identity profile] deliri-enn.livejournal.com 2016-01-25 05:25 pm (UTC)(link)
нет "двойки" ничего не стимулировали мне. Наорать и в чем-то меня обвинить - это хороший способ загнать меня в глухую оборону или отогнать от выбранного занятия совсем.

[identity profile] mia-felicita.livejournal.com 2016-01-25 05:38 pm (UTC)(link)
Нет! Ни двойки, ни ругание, ни какие другие наказания. Реакция одна - злая обида и полный отказ доверять.

[identity profile] konyuk.livejournal.com 2016-01-25 06:16 pm (UTC)(link)
Ну как... Я их все-таки стыдилась. И стремилась исправить.
А еще мои плохие оценки стимулировали родителей. Например, маму так раздражали мои плохие оценки по русскому, что она нашла очень приличные курсы. За что я ей благодарна - курсы были действительно хорошими. Здорово помогли :).
Что еще от оценок ждать можно?

[identity profile] yelenay.livejournal.com 2016-01-25 06:18 pm (UTC)(link)
Обе мотивации работают в определённых пределах, сильнее всего их сочетание - как в природе. Еда это удовольствие, голод - боль в животе. Ищем еду, чтобы получить удовольствие и избежать боли. Истинная цель при этом - выживание.

[identity profile] s4astliva.livejournal.com 2016-01-25 06:26 pm (UTC)(link)
Меня негативное стимулирование убивает на корню. После такого "пинка" я наоборот всё бросаю и какое-то время вообще продолжать не могу.
Совершенно невозможно было это объяснить отцу, который решил натаскивать меня вождению после того, как я как-то сдалась в ГАИ.
В результате я вообще больше не хочу водить машину... (надобности особой нет, это изначально был вопрос именно моего желания).
Меня стимулируют только условные "5", которые дают веру в себя, что я справлюсь. Ничто иное.

Забыла про "2" - двоек у меня никогда не было, не знаю даже, как это - получить пару.
А вот делать мне замечание или повышать голос нельзя категорически.
Я уйду либо в себя, либо в забастовку, либо из ситуации, но ни к какой деятельности это не приведёт.
Edited 2016-01-25 18:28 (UTC)

[identity profile] palagia-da.livejournal.com 2016-01-25 06:30 pm (UTC)(link)
нет, меня вечно в школе ругали когда я старалась, якобы я всё тяп-ляп делаю. тогда я узнала что такое неспрведливость

[identity profile] lady-carmine.livejournal.com 2016-01-25 07:00 pm (UTC)(link)
В комментариях, я смотрю, все больше примеры, когда к "двойкам" еще и издевательства и унижения прилагались. И мне вот кажется, что корень зла в этом. Я понимаю, что все люди разные, одних стимулирует, если их хвалить, даже если все плохо, а других - если ругать, даже если все хорошо (ну, очень грубо излагаю, но суть понятна). Скажу за себя - я училась в целом неплохо, но двойки и тройки получала неоднократно, и всегда знала, за что. Ну да, получила двойку, потому что не выучила, не подготовилась, не разобралась. И как-то довольно спокойно воспринимала это - расстраивалась, но было ощущение, что со мной поступили справедливо.

Вот один раз получила относительно несправедливую двойку, уже в универе. Преподаватель по термеху на экзамене почему-то установил странную методу: решение задачи вообще не смотрел, а только ответ. Я со страху сделала идиотскую ошибку: написала, что cos30=0,5, а 0,5 равен не косинус, а синус. Ну перепутала от волнения. В остальном решение было правильное, но он, в соответствии с заявленными условиями, влепил мне пару и отправил восвояси. Потом на пересдаче посмотрел задачу (на этот раз решенную верно), выслушал ответы, посмотрел зачетку (а там все пятерки были) и удивленно так:
- Это я вам двойку поставил??
Нет, блин, Александр Сергеич Пушкин! Ему хиханьки, а я-то на полгода без стипухи :(

[identity profile] megumi-ikeda.livejournal.com 2016-01-25 07:07 pm (UTC)(link)
Никогда негативное стимулирование мне не помогало. Если на меня орать, угрожать и проч., в детстве я сразу становилась тупенькой. Все начинало валиться из рук.
Собственно, именно поэтому со спортом долгое время не складывалось: большинство тренеров любили именно что орать и оскорблять, а я от этого зажималась, путала право и лево и в конце концов просто переставала ходить на занятия.
Но, кстати, стимулирование стимулированию рознь. Скажем, когда я огребаю сейчас от тренера оплеуху там, где зазевалась и могу пропустить удар, меня это не злит и в ступор не вгоняет. Потому что я понимаю, что в этой оплеухе нет желания унизить, мне просто показывают, где "дырка" в моей обороне. А вот когда чувствуешь, что хотят именно унизить и оскорбить - сотрудничать с этим человеком совсем не хочется.
Edited 2016-01-25 19:14 (UTC)

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2016-01-25 07:33 pm (UTC)(link)
По-моему, негативное стимулирование сработает главным образом на преодоление ситуации, возможно, что какие-то знания и навыки появятся. Могут они и пригодиться, но в точно такой же ситуации или накануне ее появления. Так мне кажется.
Словом, негативное стимулирование ограничено в пространстве и времени и в этом его недостаток.
Edited 2016-01-25 19:35 (UTC)

[identity profile] water-mystery.livejournal.com 2016-01-25 07:40 pm (UTC)(link)
Я ненавижу негативное подкрепление. Если оно меня чему-то и научило, то только умению быстро распознавать любителей срывать на тебе свою злость и сваливать от них подальше.

[identity profile] sheramankry.livejournal.com 2016-01-25 07:44 pm (UTC)(link)
нет и никогда. Я до сих пор иногда вспоминаю, сколько моих нервов было истрёпано в клочья из-за какой-нибудь несчастной тройки - и зачем?! Насилия и унижений в моей жизни и без оценок было предостаточно, но это был дополнительный кнут. В силу темперамента и условий детства на меня любая провокативка (если рассматривать негативное стимулирование в наиболее "выгодном" ключе) действует ровно наоборот, т.е. меня просто нельзя ни ругать, ни подначивать, если от меня хотят чего-то хорошего и результативного

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2016-01-25 07:45 pm (UTC)(link)
*** Для чего пригодилось чистописание в век компьютерных технологий - эту тему оставим за пределами обсуждения.

(Грустно улыбнувшись) А я переученная левша. Учительница в начальных классах была полна желания научить меня писать правой рукой (тогда так было принято), поэтому она меня била линейкой по рукам, рвала мои тетрадки (за то, что я рисовала поля с левой стороны, а не с положенной правой), писала записки родителям. У меня каждое воскресенье вечером поднималась температура - настолько мне была ненавистна эта школа (других проблем собственно с учебой у меня, впрочем, не было). Но она меня выучила писать правой рукой. Сначала я научилась писать одинаково двумя руками, а потом стала в итоге писать все-таки правой. Правда, все остальное я делаю все равно левой (шью, в настольный теннис играю и проч.)
Но вот теперь мне страшно интересно, нафига это было нужно, если я уже последние лет пятнадцать-двадцать забыла, как ручку держать в руке, а на клавиатуре я печатаю вслепую десятью пальцами и со страшной скоростью :)

[identity profile] tikkyray.livejournal.com 2016-01-25 07:51 pm (UTC)(link)
Нет, в моем случае негативное стимулирование не работало. Наша алгебраичка ставила мне тройки, аргументируя это тем, что "ты можешь лучше", но это не сподвигло меня на изучение ее предмета, а скорее оттолкнуло от него (а жаль).

Page 2 of 3